Что такое кастдев?

Custdev или кастдев англ. customer development, «развитие клиента» — это метод исследования целевой аудитории для выявления ее проблем и потребностей перед выпуском на рынок нового продукта или изменением текущего.   

Например, владелец небольшого кафе хочет добавить новые блюда в меню, но не знает, какие из них понравятся гостям. Он проводит исследование: опрашивает посетителей, какие салаты или десерты они хотят видеть, сколько готовы за них платить — так он понимает, какие новинки будут популярны и сколько они должны стоить. 

Польза для малого бизнеса и стартапов

Сustomer development снижает вероятность ошибок на этапе разработки нового продукта. Использовать инструмент можно в компании любого размера, но особенно хороши кастдевы для малого бизнеса, где на счету каждый рубль и права на ошибку может просто не быть. 

С помощью кастдева можно создать MVP англ. Minimum Viable Product — базовую версию продукта с минимальными функциями, которая помогает проверить разные гипотезы, прежде чем вкладывать ресурсы в полноценную реализацию. 

Например, разработчики обучающей игры для школьников решили проверить ее качество и интерес пользователей. Они попросили детей и их родителей протестировать игру и поделиться впечатлениями. Анализ результатов показал, что не все задания понятны детям — приходится многое додумывать и тратить на это время. На основе полученных данных команда пересмотрела приоритеты и скорректировала стратегию развития продукта. 

Проведение кастдевов помогает разделить целевую аудиторию на сегменты, чтобы компания могла предложить каждой группе то, что ей интересно. Когда знаешь, какие потребности у клиентов, больше возможностей и производить востребованные товары или услуги. Это помогает развиваться и получать дополнительные средства от инвесторов. 

Например, начинающее производство выпускает средства для мытья посуды. Исследования показали, что семь из десяти опрошенных заботятся об окружающей среде и готовы платить больше за экологически чистые товары. Специально для них была разработана пробная партия моющих средств с натуральными ингредиентами, которые разлагаются в воде. Тестовый продукт «взлетел» и компания смогла с минимальным риском запустить его в полноценное производство. 

Мы в Adesk проводим кастдевы регулярно — общаемся с предпринимателями и собственниками бизнеса, чтобы предлагать те инструменты, которые им необходимы для системного финансового учета. Именно благодаря кастдевам в сервисе появилась функция согласования платежей, добавился балансовый отчет и постоянно расширяются возможности автоматизации

Кстати, протестировать сервис и все его возможности можно бесплатно — после регистрации даем 14 дней полного доступа ко всем инструментам. Если хотите тратить меньше времени на учет финансов компании и принимать грамотные управленческие решения — очень рекомендуем попробовать Adesk. 

Попробовать бесплатно →

9 шагов для успешного кастдева

Шаг 1. Формирование гипотезы

Сформулируйте проблему потенциального клиента, которую хотите решить продуктом или услугой. Например, можете предположить, что людям неудобно пользоваться традиционными платежными системами, нужен более удобный способ оплаты.

Шаг 2. Выбор сегмента

Определите, кто является целевым клиентом: какая возрастная группа, с каким уровнем дохода или интересами. Например, в исследовании можно сосредоточиться на молодых людях 18-23 лет, которые часто пользуются интернетом и любят новые технологии.

Шаг 3. Составление списка вопросов

Чтобы узнать больше о потребностях, предпочтениях и поведении потенциальных клиентов, нужно задавать вопросы. Вот несколько примеров для кастдева с клиентами компании, которая занимается строительством одноэтажных домов: 

  • Что для вас самое важное при выборе строительной компании?
  • Что вас больше всего беспокоит при строительстве одноэтажного дома?
  • Как вы определите, хорошо ли построен дом?
  • Сколько денег вы готовы потратить на строительство одноэтажного дома?
  • За какое время вы хотите построить дом?
  • Нужны ли вам дополнительные услуги от строительной компании?

Шаг 4. Поиск потенциальных покупателей

Используйте разные каналы для привлечения людей с подходящим опытом — социальные сети, блоги, форумы, тематические сообщества, базы респондентов у специализированных агентств. Расскажите, что вы проводите исследование и хотели бы задать несколько вопросов.

Шаг 5. Проведение интервью

Встретьтесь с потенциальными клиентами лично или онлайн. Число интервьюеров определяется спецификой проекта. Считается, что проводить опросы следует до тех пор, пока не начнут повторяться ответы о мотивации и потребностях.

Шаг 6. Обработка данных

Проанализируйте полученные данные и определите, подтверждают ли они гипотезу. Если нет, возможно, нужно пересмотреть идею или целевую аудиторию.

Шаг 7. Создание MVP

На основе полученных данных разработайте минимально жизнеспособный продукт, который вы сможете протестировать на реальных покупателях.

Шаг 8. Тестирование MVP

Соберите отзывы о вашем продукте и используйте их для дальнейшего улучшения продукта или услуги.

Шаг 9. Повторение цикла

Повторяйте шаги, пока не будете уверены, что продукт соответствует потребностям рынка.

Возможно, будет интересно: Что почитать предпринимателю: книги про кастдевы, бизнес и саморазвитие

Анализ результатов и выводы

На этапе анализа результатов ответьте на вопросы: 

  • Были ли выявлены новые запросы клиентов, которые могут быть удовлетворены с помощью товара или услуги?
  • Удалось ли выявить проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, и предложить способы их решения?
  • Как клиенты относятся к продукту? Готовы ли они рекомендовать его другим?
  • Как изменилось поведение клиентов после знакомства с товаром или услугой? Стали ли они чаще использовать его или рекомендовать другим?

Ответы на эти вопросы помогут вам и дальше развивать продукт, ориентируясь на потребности клиентов, а регулярное проведение кастдевов — корректировать стратегию и быстро адаптироваться под изменения рынка.